Фотомонтаж как метод появился на свет почти одновременно с первой фотографией, то бишь, примерно в 1839 году или чуть позже. Первые умельцы делали Фотомонтаж с помощью примитивных подручных инструментов – ножниц и клея и всё только ради своего удовольствия. Лишь позже некоторые предприимчивые люди разглядели в этом методе огромный потенциал, с помощью которого можно привлечь глаз простого обывателя, чтобы тот после этого потянулся в кассу за билетом на ту или иную театральную пьесу, или купил ту или иную штуковину в магазине.
Таким образом, Фотомонтаж получил огромный толчок в своем развитии и красовался чаще на рекламных брошюрах, плакатах, на страницах первых газет и журналов.
Уже 20-м веке Фотомонтаж получил большое распространение в Советском Союзе, где главные деятели-фотохудожники Житомирский, Г. Г. Клуцис, В. Б. Корецкий, Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко в своих искусности и мастерстве фотомонтажа давали всему остальному миру «прикурить».
С массовым распространением цифровых технологий, потомки первых умельцев Фотомонтажа обрели мощнейшее орудие – компьютер вместе с программными приложениями для редактирования фото. Появился новый вид Фотомонтажа - Фотомонтаж цифровой, который полностью вытеснил механический Фотомонтаж.
Именно это дало возможность Фотомонтажерам в отличие от их дедов и прадедов придавать своим Фотомонтажам, ранее подразумевавшим под собой грубое сочетание кусков из разных фотографий, где границы склейки всегда были заметны невооруженным глазом – творить иллюзию целостного фото. Теперь только с большим трудом и за редким исключением обыватель мог усмотреть в том или ином Фотомонтаже обман зрения и рассудка.
Фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.
Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (палз). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков. Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то не обычное.